Главная

Что должен уметь новорожденный? Сколько малышу положено спать? Какие игрушки ему нужны? Развитие крохи по месяцам

 

Первый месяц

  • У ребенка несколько основных рефлексов: "подошвенный" - если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; "сосательный" - если провести пальцем по губам крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет сосательные движения; "хватательный" - если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его.

  • Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.

  • Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице.

  • Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.

  • Реагирует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь.

  • К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.

  • Внезапно вздрагивает (это называют рефлекс Моро) при громком звуке.

  • Кулачки крепко сжаты.

  • Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить.

  • Может удержать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя.

Второй месяц

  • Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку.

  • Провожать взглядом предмет (прямо перед ним).

  • Издавать звуки (агукать).

  • Лежа на животе, поднимать голову на 45°.

  • В положении сидя удерживает голову прямо, хотя неуверенно.

  • Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами.

  • Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

  • Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления».

  • Может успокоиться сосанием.

  • Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека.

  • Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

Третий месяц

  • Смеется вслух.

  • Капризничает и хнычет, протестующе кричит.

  • Гулит в ответ на звуки.

  • Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.

  • Попадает руками по висящим над кроваткой игрушками.

  • Захватывает игрушку и тянет ее в рот.

  • На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд.

  • Переворачивается со спины на бок.

  • Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками.

  • Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны.

  • Находит источник звука и света.

  • Ручки к уже вполне разворачивают кулачки.

  • Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног.

  • Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными.

  • Подтягивает свое тело, когда его берут на руки.

  • Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.

Четвертый месяц

  • Узнает маму и предпочитает ей всем остальным.

  • Улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать.

  • Произносит первые слоги.

  • Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот.

  • Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими.

  • Приподнимает плечи и голову, лежа на спине.

  • Лежа на животе, поднимает голову на 90.

  • Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки.

  • При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.

  • В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость.

  • Громко смеется.

  • Визжит от восторга.

  • Твердо держит голову в вертикальном положении, поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит.

  • Переворачивается (в одну или обе сторону).

  • Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке.

  • Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему.

  • Смеется, когда его щекочут.

  • Затихает, когда слышит музыку.

    Пятый месяц

  • Когда сидит, хорошо удерживает голову и держит ее прямо.

  • Кувыркается, раскачивается и сгибается.

  • Подтягивается на руках, пытаясь сесть.

  • Сосет пальцы на ногах.

  • Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы.

  • Играет с погремушкой, вложенной ему в руку.

  • Умеет держать бутылочку одной или двумя руками.

  • С удовольствием рассматривает лица на картинках.

  • Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам.

  • Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку.

  • Различает знакомых и незнакомых людей.

  • Любит играть во время еды.

  • Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м).

  • Осматривается в незнакомой обстановке.

  • Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет.

Шестой месяц

  • Пытается ползти на животе.

  • Поворачивается и наклоняется в любых направлениях.

  • Перекатываясь со спины на бок.

  • Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку.

  • Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки.

  • Может сидеть сам, с поддержкой короткое время.

  • Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия.

  • Любит играть едой.

  • Перекладывает предметы из одной емкости в другую.

  • Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку.

  • Внимательно вслушивается в речь.

  • Откликается на свое имя.

  • Издает самые разнообразные звуки.

  • У него могут резко меняться настроение и эмоции.

  • Долго и тщательно изучает предметы.

  • Находит взглядом предметы, о которых вы говорите.

  • Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н).

  • Может сравнивать два предмета.

Седьмой месяц

  • Ребенок становится более подвижным.

  • Совершенствуется умение сидеть.

  • Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.

  • Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках.

  • Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые - ползают задом.

  • Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев.

  • Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.

  • Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга.

  • Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта.

  • Гладит свое отражение в зеркале.

  • Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса.

  • Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки "да", "па", "ма", "та", "ба".

Восьмой месяц

  • У малыша проявляется повышенный интерес ко всему

  • Ребенок ползает

  • Он любит играться сидя, но иногда "заваливается" на бочок

  • Может долго играться с предметами

  • Привязан к родителям, остерегается посторонних

  • Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроиться и будет плакать

  • Осознано говорит «мама» и «папа»

  • Ползает с игрушкой в руке

  • Встает у опоры

  • Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо

  • Хлопает в ладоши и машет руками

  • Гладит и целует свое отражение в зеркале

  • Все пробует на вкус

Девятый месяц

  • Хлопает в ладоши и стучит предметами.

  • Поднимает и играет двумя предметами одновременно.

  • Может листать толстые страницы картонной книжки.

  • Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками.

  • Не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа.

  • Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину.

  • Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

  • Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает.

  • Может разворачиваться, когда ползает.

  • Сует пальчики во все дырочки.

  • Может научиться защищать себя и свои игрушки.

  • Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место.

  • Имитирует различные звуки.

  • Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят.

  • Находит игрушку, спрятанную у него на глазах.

  • Выполняет простые просьбы.

Десятый месяц

  • Может вставать у опоры.

  • Ходит, держась обеими руками.

  • Садится из положения стоя.

  • Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться.

  • Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает».

  • Может унести два мелких предмета в одной руке.

  • Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела.

  • Обожает играть с водой.

  • Подражает жестам, выражениям лица, звукам.

  • Боится незнакомых мест.

  • Любит подражать действиям других.

  • Понимает и выполняет некоторые просьбы.

  • Открывает ящики и исследует их содержимое.

  • Любит помещать предметы друг в друга.

Одиннадцатый месяц

  • Самостоятельно садиться из положения на животе.

  • Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев.

  • Понимать слово "нельзя".

  • Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание.

  • Ходить, держась за мебель.

  • Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев.

  • Короткое время стоять без посторонней помощи.

  • Отчетливо произносить "папа" или "мама", "дай".

  • Выражать свои желания другим способом, кроме плача.

  • "Играть в мячик" (катить вам мяч обратно).

  • Пить из чашки без посторонней помощи.

  • Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке).

  • Произносить 3 (или больше) слова, кроме "мама" или "папа".

  • Отвечать жестом на короткую команду ("дай это мне" - протягивать руку).

Двенадцатый месяц

  • Самостоятельно стоит, ходит.

  • Встает из положения сидя на корточках.

  • Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток.

  • Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.

  • Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков.

  • Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам.

  • Начинает капризничать.

  • Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности.

  • Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили.

  • Начинает проявлять чувство юмора.

  • Откусывает, жует твердую пищу.

  • Пользуется ложкой и чашкой.

  • Понимает почти все из того, что ему говорят.

  • Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов.

  • Узнает животных на картинках.

  • Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал.

  • Проявляет самостоятельность.

Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни. Больше никогда он не будет учиться с такой скоростью! Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют! Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад.

Сообщить о проблеме
Сообщить о проблеме

Решаем вместе
Не смогли записаться к врачу?