Может показаться, что речь маленького ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых. На самом деле как раз наоборот.
Прежде чем начать говорить, малыш учится понимать то, что говорят окружающие. Вслушиваясь в их речь, он постепенно накапливает запас отдельных слов, а затем и фраз. И сам начинает говорить только тогда, когда понимает обращенную к нему речь.
Обычно родители интуитивно находят приемы, облегчающие ребенку понимание речи окружающих. Показывая игрушки или какие-либо предметы, они называют их («Вот кукла», «Вот мячик») или предлагают ему показать, где часы, где машины, где стол. И в ответ на это большинство детей в возрасте примерно около года уже сами произносят первые слова: «би-би», «мама», «папа». А к двум годам в их речи появляются первые фразы.
И надо с самого начала приучать ребенка внимательно относиться к тому, как он говорит, точно выражать свою мысль, подбирая нужные слова. Если он ошибается, надо его поправить, изложив сказанное в правильной форме, и предложить ему повторить.
Считается и справедливо, что развитию речи способствует чтение ребенку книг. Но не ограничивайтесь только этим. Чтобы научить ребенка общаться, надо, рассказывая ему ту же сказку, вовлекать его в беседу, побуждать не только слушать, но и спрашивать, учить высказывать свое отношение к тому, о чем идет речь. И вообще не стоит слишком много читать ребенку до 2—3 лет, так как воспринимать читаемый текст ему гораздо труднее, чем рассказываемый.
К тому же, рассказывая, вы сможете наблюдать за реакцией ребенка и, если нужно, замедлять темп речи, изменять интонацию, прислушиваться к репликам ребенка, оценивать их: либо соглашаться с правильными высказываниями, либо уточнять неверно понятое.
Одновременно с усвоением речи у малыша должны сформироваться и навыки так называемого речевого поведения. А это значит, его надо приучать вовремя, включаться в разговор, не перебивать собеседника, внимательно вслушиваться в содержание разговора, перестраиваться, когда меняется тема. Конечно, насколько успешно и быстро освоит он эти навыки, зависит от типа нервной системы, темперамента, характера ребенка. Но это во многом зависит и от того, какое влияние оказывают на ребенка взрослые, воспитывают ли у него выдержку, волю, умение вступать в разговор.
Если не следить за речью ребенка, не помогать постепенно ее осваивать, могут возникнуть различные дефекты, и в частности заикание.
-
У многих детей заикание появляется в период овладения фразовой речью, то есть в возрасте примерно от двух до четырех лет. Часто это обусловлено тем, что для ребенка слишком сложна речь окружающих. Например, девочка спрашивает: «Мама, почему не все станции такие красивые, как эта?» (Речь идет о станции метро.) Мама отвечает: «У каждой станции свое лицо». На что следует новый вопрос: «А какое лицо бывает у станции?» Переносный смысл слова «лицо» оказался непонятен ребенку. И когда девочка захочет рассказать об увиденном, ей будет трудно подобрать слова быстро и точно. Она может начать запинаться. А запинание, заминки в речи ведут к заиканию.
-
У одних речь начинает изобиловать вставными звуками или словами (и, а, э, ну, вот), а также паузами, незаконченными фразами. Например, на вопрос, где работает ее мама, четырехлетняя девочка отвечает: «Моя мама, вот,.. Она вот... Работает... Вот... Она строит дома». Только с четвертой попытки девочке удается ответить на вопрос. Другие дети сразу начинают повторять слоги (па-па-пароход) или звуки в слове (ппп-пойдем).
-
Появление в речи ребенка вставных звуков, слов, повторение слогов или звуков в слове должно насторожить родителей. Ведь в дальнейшем заикание может приобрести стойкий характер. Может оно также периодически ослабевать и снова усиливаться под влиянием неправильного режима жизни, семейных конфликтов, свидетелем которых становится ребенок, страха перед наказанием, перенасыщения впечатлениями, частых болезней, нервных потрясений и других неблагоприятных условий жизни.
-
КАК ТОЛЬКО ВЫ ЗАМЕТИТЕ, ЧТО У РЕБЕНКА ВОЗНИКАЮТ ЗАТРУДНЕНИЯ В ПОСТРОЕНИИ ФРАЗЫ, СРАЗУ ЖЕ ПЕРЕСТАНЬТЕ ЧИТАТЬ ЕМУ, РАССКАЗЫВАТЬ СКАЗКИ, УЧИТЬ С НИМ СТИХИ. НЕ ДАВАЙТЕ СЛУШАТЬ РАДИО, СМОТРЕТЬ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ, ДАЖЕ СПЕЦИАЛЬНО ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ. НЕ ВОДИТЕ РЕБЕНКА В КИНО, ЦИРК, В ГОСТИ. Необходимо временно как бы приостановить развитие ребенка.
-
Кроме того, при первых же признаках заикания УСТАНОВИТЕ ДЛЯ РЕБЕНКА СВОЕОБРАЗНЫЙ РЕЖИМ МОЛЧАНИЯ: НЕ ПОБУЖДАЙТЕ ЕГО К РАЗГОВОРУ, НЕ ОБРАЩАЙТЕСЬ К НЕМУ С ВОПРОСАМИ, ОСОБЕННО КАСАЮЩИМИСЯ ПРОШЕДШИХ СОБЫТИЙ.
-
Не спрашивайте, например, придя вечером с работы, что он ел днем, чем занимался, с кем гулял. А если он сам захочет что-то рассказать вам, тактично уйдите от разговора или, если он будет настаивать, предложите говорить шепотом - в этом случае заикание обычно не проявляется.
-
Но это не значит, что вы не должны сами говорить с ним. Нужно только особое внимание обратить на свою речь. Фразы должны быть короткими, отделенными друг от друга заметными паузами, чтобы ребенок мог вникнуть в смысл каждой из них. Говорить с ним нужно спокойно, ровно. Например: «Коленька проснулся... Будем одеваться... Наденем чистую рубашку... И застегнем пуговицы... Одну пуговицу застегнули... Вторую застегнули...» Так можно рассказывать до тех пор, пока ребенок способен вслушиваться в вашу речь. Если же он начинает отвлекаться, прекратите рассказ, а затем при первом удобном случае возобновите снова. Говорить можно только о том, что происходит в данный момент, то есть во время одевания - об одежде, во время умывания - о мыле, воде, полотенце.
-
Спустя какое-то время разрешите ребенку помогать вам закончить фразу. Например: «Откроем...», — говорите вы, а он заканчивает: «кран». Если он произносит, словам без запинок, начинайте задавать такие вопросы, на которые можно ответить одним словом. Чтобы ребенку было интересно, постарайтесь облечь разговор в форму игры. Желательно, чтобы в нем участвовали и другие взрослые. В таких случаях взрослые и ребенок должны отвечать, соблюдая очередность. Это поможет воспитать у него выдержку, умение вовремя вступать в разговор, не опережать и не перебивать говорящего.
-
Если вы воспользуетесь этими рекомендациями, как только заметите, что у ребенка возникли запинки в речи, через некоторое время (3—4 месяца) она, по всей вероятности, нормализуется. Однако это не значит, что можно успокоиться. Говоря с ребенком, продолжайте следить за своей и его речью.
Если же заикание не поддается устранению этими методами, необходимо обратиться к логопеду, а также проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога.
В нашей стране заикающимся детям дошкольного возраста логопедическая помощь оказывается в различных учреждениях системы здравоохранения и просвещения: в детских санаториях, отделениях при психоневрологических больницах, логопедических кабинетах, детских поликлиник, специальных детских садах, яслях-садах отдельных группах при дошкольных учреждениях.
Направляют в эти учреждения медико-педагогические комиссии, существующие при республиканских, краевых, областных, городских и районных психоневрологических больницах и при отделах народного образования (просвещения). Чтобы получить направление на медико-педагогическую комиссию, следует обращаться к психоневрологу и логопеду по месту жительства.